Поскольку война подтвердила, что Динабург находится на важном стратегическом направлении, была вновь предпринята попытка продолжить строительство крепости. 9 марта 1813 года генерал-лейгенант Опперман представил императору свои предложения на этот счет. А 12 марта уже был учрежден Особый строительный комитет под председательством рижского военного губернатора Паулуччи. В состав комитета вошли комендант крепости генерал-майор Уланов, строитель крепости генерал-майор Гекель и командир инженерной команды подполковник Розенмарк72.
Так как войска находились еще за границей, на строительстве использовались в основном арестанты, крестьяне-поденщики и 2 тыс. 100 французских военнопленных. Позднее в крепость прибыл Тобольский полк, вернувшийся из продолжительных заграничных походов.
В крепости широко развернулись хозяйственные работы, неподалеку от стройки, в Калкунах был построен новый кирпичный завод. В 1817 году у крепости был сооружен порт для речных судов и огромных плотов, подвозивших груз для строительства. Через год берега Даугавы связал новый мост, облегчивший снабжение крепости строительными материалами.
К концу 1818 года по проекту Гекеля полностью было выстроено предмостное укрепление, а в главной крепости закончены основной вал, пороховые погреба, комендантское управление, несколько жилых домов для офицеров и Николаевская казарма на два батальона пехоты. К этому периоду относится вооружение крепости артиллерией. Было установлено 181 чугунное орудие (160 крепостных пушек, 6 мортир, 15 единорогов). 19 сентября 1818 года в Динабург прибыл император Александр I. Он осмотрел строительство, приприлегающую эспланаду (незастроенное пространство вокруг кре пости. — Авт.) и на месте утвердил первый план размещения фортов. (Размещение этих, далеко выдвинутых в предполье огневых сооружений оказалось весьма удачным и в дальнейшем мало изменилось)73. 17 августа 1819 года строителем крепости был назначен инженер-полковник Клименко, по проекту которого подлежала персстройке главная часть укреплений. Тогда же началось строительство эскарповой стены главного вала в мощной гранитной облицовке. Уже 15—16 ноября прошли первые испытания ее на прочность. С расстояния 140 метров тремя пушками большого калибра было произведено 14 выстрелов в одно и то же место. Повреждения имели чисто внешний характер, обвала не произошло. Поэтому эскарповая стена главного вала и укреплений, протяженностью более 5 тысяч метров была закончена согласно проекту. Об этом гласит гранитная плита, установленная в 1827 году на главном валу со стороны реки.
В 1820 году строителю крепости впервые был прислан цемент и инструкция о его использовании, но из-за дороговизны этот цемент не нашел широкого применения (на запрос царя, сделанный 15 мая 1845 года, о составе цемента, посланного в Динабург, ответ Инженерного департамента был представлен лишь... через год! — Авт.). С его помощью были сооружены только стены северо-восточного форта. Остальные работы были проведены с применением известкового раствора. Как считают специалисты, известковый раствор был замешан на яичном белке.
Немало смелых инженерных решений и строительной сметки было проявлено при сооружении крепостных укреплений. Так, чтобы избежать смытия почвы с валов крепости из-за частых дождей (в Латгалии зафиксировано в среднем 260 ненастных дней в году. — Авт.) на глубине 1,5—2 метров были проложены листы дорогостоящего чистого цинка, обеспечивавшие отвод воды через специальные каменные стоки, вмонтированные в стены на их внешней поверхности.
С той же целью на главном валу было высажено большое количество деревьев с развитой корневой системой, во время немецкой оккупации часть их была срублена фашистами на топливо, а часть повалена сильным ураганом в послевоенные годы. После оголения вала эскарповая стена стала быстро разрушаться.
Одновременно со строительством эскарповых стен в 1821 — 1822 гг. были построены ворота крепости. Вначале парадными воротами считались Александровские (рис. 8), выходящие на Старый форштадт (северовосточные). Через эти и Николаевские ворота (южные) проходил главный Венский тракт (рис. 9). Но впоследствии, когда вдоль реки выросла дамба и по ней был проложен Венский тракт, Николаевские ворота стали парадными, о чем свидетельствует их торжественная архитектура и расположение двухэтажного здания бывшей кордегарии (центральное караульное помещение-.— Авт.), построенного в готическом стиле. Несколько позже парадными воротами стали Михайловские (юго-восточные). Ныне это центральные ворота крепости. Особой красотой отличались Константиновские ворота (западные), разрушенные в послевоенный период.
Все ворота были названы в честь царя Александра I и его сыновей Николая, Михаила и Константина. Перед каждыми воротами были выстроены еще по двое барьерных (внутренних) ворот и по три разборных деревянных моста. Над воротами висели иконы с соответствующими святыми, вход украшали императорские орлы, чугунные алебарды (массивные обоюдоострые боевые топоры; одна из них сохранилась возле Константиновских ворот. — Авт.), на специальных подставках крепились декоративные полые пушечные ядра с фитилями, зажигаемыми в ночное время.
Для ускорения темпов строительных работ в 1823 году крепостной гарнизон пополнился двенадцатью пехотными и тремя инженерно-строительными батальонами.
Когда главный Венский тракт стал проходить через Динабург. в крепости часто останавливались "святейшие особы". Для них на третьем этаже комендантского управления был оборудован так называемый «Путевой дворец».
В 1820 году был утвержден новый план застройки крепости с учетом строительства внешних оборонительных укреплений (полевых фортов). Вслед за этим последовал императорский указ о выделении из государственной казны 50 тысяч рублей на денежные пособия жителям, чьи дома переносились на более удаленные от крепости земли71.
Годом позже по проекту известного архитектора А. Штауберта было завершено строительство госпиталя на 500 человек. В этом же году было окончено возведение Александровской и Константиновской казарм, гранитной эскарповой стены главного вала, острога на 500 человек и провиантского склада на 1256 тонн запасов.
В ходе строительства Динабург неоднократно подвергался затоплению при разливах Даугавы. Так, 2 апреля 1816 года во время ледохода сильное наводнение разрушило часть сооружений. Убытки, причиненные наводнением, были оценены в 129423 рубля75. Подобное наводнение повторилось в 1829 году. Это заставило искать выход из создавшегося положения и продумать меры защиты крепости и города от разливов реки в будущем. Были выдвинут два проекта.
Согласно первому предлагалось изменить русло Даугавы. Но это было слишком дорогостоящим мероприятием, не гарантирующим успеха и выгодным лишь местным баронам, так как давало им возможность получать большие деньги на подрядных работах. По второму проекту предлагалось вдоль реки соорудить предохранительную дам бу протяженностью шесть километров (проект капитана Мельникова). Как наиболее простой этот проект и был принят.
Строительство дамбы началось в районе крепости. В 1841 году оно было завершено. Однако из-за отсутствия перспективного плана застройки города защитная дамба впоследствии не смогла предохранить большую часть новостроек от паводковых вод. На протяжении многих лет район города Гаек подвергался сильным затоплениям76. В течение ряда лет продолжалась перестройка зданий внутри крепости. В 1828 году находящийся на территории крепости костел (выстроен иезуитским коллегиумом в 1631 году. — Авт.) был перестроен в военную соборную церковь. Большую художественную ценность представлял собой иконостас церкви, выполненный художником-архитектором Перминовым. «В Динабурге впервые появилось сооружение, действительно выдающееся по своему архитектурно-художественному значению, что выделило город среди других городов Латгалии не только в административном отношении, но и по его облику»77 (рис. 10). Высота собора составляла 60 метров. Местные жители, ехавшие на динабургский рынок, завидев его шатры, определяли, что до крепости оставалось еще 30 километров.
Подклеть собора (подвал) была очень обширна. Мощным являлся Фундамент собора, а его алтарная стена имела двух-, трехметровую толщину, в которой находилось множество тоннелей, проходов, лестниц, колодцев и тупиков. По архитектуре он очень напоминал костел в Аглоне, но меньших размеров.
Вблизи собора ранее хоронили комендантов крепости и старших священнослужителей. В настоящее время сохранилось лишь надгробие коменданта крепости генерал-майора Г. В. Пиленко (1817 — 1881 гг.) На основании архивных данных о награждении его в 1849 году главным австрийским орденом «Желтой короны» можно сделать вывод об активном участии генерала в подавлении революции 1848-1849 гг. в Венгрии. Среди наград коменданта был знак особой монаршей милости — бриллиантовый перстень с изображением царского вензеля78. Все это и ряд косвенных сведений позволяют считать Г. В. Пиленко реакционным генералом и убежденным монархистом.
Рядом с церковью находилось здание, которое входило в состав монастырских сооружений. Впоследствии со строительством крепости оно было перестроено в казарму личного состава гарнизона. Имеются сведения, что во время капитального ремонта, обнаружили неправдоподобную толщину одной из стен. Когда разрушили стену, взору открылась небольшая комнатушка со скелетом человека, заживо замурованного в ней.
В середине ноября 1830 года вспыхнуло восстание польской шляхты против русского правления, распространившееся на всю Латгалию. В связи с этим Николай I приказал срочно довооружить Динабург. В крепость доставили еще 80 орудий крепостной артиллерии и 20 полевых пушек. К 600 пудам находящегося на хранении пороха было добавлено еще 2000 пудов79. Крепостной караул в тот период был доведен до штата военного времени ц составлял весьма внушительную цифру: 18 унтер-офицеров и 273 рядовых. На самых тяжелых, изнурительных работах использовался труд нескольких сотен пленных поляков.
В 1833 году завершилось строительство главной части крепости с 4-мя бастионами и фортификационными сооружениями, защищающими ее от артиллерийского и ружейного огня.
21 мая состоялось торжественное открытие крепости. На открытие прибыл царь Николай I и высшее духовенство России. После молебна в крепостном соборе по желанию царя состоялся крестный ход по главному валу, в процессе которого был освящен» поднятый крепостной флаг и окроплены "святой" водой войска, построенные вдоль вала. Впоследствии, крестный ход по главному валу стал пропроводиться ежегодно80.
Несмотря на то, что состоялось официальное открытие крепости, многие внешние укрепления еще не были достроены81. ,Тишь в 1837 году закончилось строительство главного вала со всеми примыкающими к нему сооружениями (по проекту полковника Клименко). В самой крепости были построены еще два офицерских дома, провиантский склад, рассчитанный на хранение продовольственных запасов, способных обеспечить продуктами питания 7 тыс. 500 человек в течение двух лет обороны, а также артиллерийский арсенал. На 400 мест расширился крепостной госпиталь. Предмостное укрепление приняло вполне боеготовый вид. Летом 1844 года был возведен новый наплавной мост, соединивший Николаевские ворота с предмостным укреплением. Главный вал и дворы, территория вокруг зданий были засажены большим количеством деревьев. Серьезным подспорьем явилась созданная узкоколейная переносная железная дорога на конной тяге, существенно ускорившая перевозку материалов для строительных нужд.
Сооружение крепости значительно подняло значимость и авторитет города, благоприятно сказалось на его застройке и росте населения. Если в 1825 году в городе проживало 2 тыс. 885 человек, то в 1840 году уже 11 тыс. 361. Первые каменные дома возводились непосредственно в крепости по утвержденному единому плану82.
В 1827 году завершилось строительство здания Дворянского собрания. В это же время было замощено булыжником плац-парадное место, и на нем стали проводиться многочасовые тренировки и парады войск. Позднее этот плац был превращен в сквер, который по праву стали называть зеленым украшением крепости. По мнению знатоков, деревья и кустарники высаживались таким образом, чтобы большую часть года сквер сохранял свой зеленый покров. При этом была продумана система посадки насаждений: в центре сквера высаживались растения, покрывавшиеся зеленью ранней весной, а дальше — растения, которые оставались зелеными до поздней осени. Размещенная и ныне на территории сквера беседка издавна служила местом исполнения строевых маршей крепостным оркестром.
Быстрый рост населения Динабурга обусловливался также и тем, что город в очередной раз стал административно-хозяйственным центром Латгалии. Через него проходило новое шоссе Петербург—Варшава. Кроме того, в 1840 году в крепости обосновалась Виленская Комиссариатская комиссия, ведавшая всеми видами снабжения военного округа, что еще больше подняло значимость Динабурга. Город стал крупным торговым пунктом, насчитывающим четыре относительно крупных промышленных предприятия. Однако довольно четко прослеживался однобокий характер торговых заведений: 195 лавок, 12 трактиров и 33 питейных дома.
Любопытным по этому поводу является замечание документалистов того времени: "При рассмотрении 23.07.1846 года журнала министров относительно увеличения числа питейных заведений в Динабургском откупе государь император выразился, что было еще неоднократно замечено, что в Динабурге чрезмерно развито пьянство, и на увеличение питейных домов согласия государь не изъявляет"83.
Строительство крепости продолжалось, совершенствовались укрепления, постепенно улучшалась их планировка. Из-за заболоченности местности, на которой размещалась крепость, фундаменты зданий укреплялись дубовыми сваями. Потолки домов и укреплений строились в стиле ампир — массивными, повышенной прочности. Толщина стен помещений достигала 2,5 метра. По-видимому, они представляли собой последнюю линию обороны, поскольку размещались вдоль главного вала и имели продуманную внешнюю и внутреннюю планировку, приспособленную для ведения огня.
Топкий грунт не давал возможности содержать улицы и площади крепости в надлежащей чистоте. В 1843 году комендант крепости возбудил ходатайство перед Инженерным департаментом о замощении их булыжником и прокладке подземных водосточных труб. Вопрос был решен положительно, и в 1857 году эти работы были завершены. В 1843-1844 гг. в районе Александровских ворот был создан инженерный арсенал, в котором разместились всевозможные мастерские. С окончанием строительства он стал использоваться как артиллерийский арсенал.
Строительство крепости на Даугаве затянулось на многие десятилетия. Царское правительство постоянно держало под контролем производимые в ней работы. Об этом свидетельствует такой факт. В течение 5 лет (1846-1851 гг.) сам император 13 раз84 инспектировал крепость.
Однако работам не было видно конца. Отмечая 31 мая 1851 года хорошее качество строительства укреплений, Николай I с иронией произнес: «Динабургская крепость строится при мне уже 31 год. Я желал бы, чтобы она была кончена при моей жизни. Но вряд ли я доживу до этого»85. Царь оказался прав. Работы продолжались еще 27 лет.
В 1860-1863 гг. при строительстве железной дороги Петербург—Варшава была создана насыпь, закрывшая обзор местности со стороны города. Это послужило причиной сооружения так называемой линии Варшавских укреплений, существенно усилившей обороноспособность крепости с восточной стороны.
В 1863 году вспыхнуло очередное польское восстание. В свяли с этим крепость была довооружена еще 258 орудиями. Таким образом, только на вооружении крепости с этого времени находилось 539 орудий. Это было больше половины по сравнению со всей артиллерией русской армии 1812 года, когда Россия выставила против Наполеона всего 930 орудий.
К 1878 году крепость полностью была построена. Она стала одной из важнейших крепостей России на западной границе.
В фортификационном отношении Динабургская крепость считалась одной из самых неприступных, отличалась глубиной замысла, оригинальностью решений и многими другими инженерными достоинствами. При ее строительстве использовались замечательные достижения русского военного искусства. В частности, применена система ближних и дальних фортов. Впервые в мире подобная фортовая крепость была построена Петром I в 1710 году и названа Кронштадтом. В возведении фортов, капониров, бастионов, мостов, главного вала Динабургской крепости принимали участие известные русские военные инженеры Батурин, Снитко, Ставицкий, Брайн и многие другие. Их имена высечены на плитах, вмонтированных в стены укреплений86. Однако для непосредственных исполнителей, тех, кто своими «золотыми» руками создавал это мощное укрепление, кто страдал и погибал, защищая Динабургскую крепость, царские и буржуазные военные историки не нашли места в своих мемуарах, Об этом свидетельствует такой факт. В «Ведомости Динабургской городской думы о местных справочных ценах материалов строительных, письменных и чертежных припасах, инструментах, разных вещей, мастеровых и рабочих людей» человек упоминается в последнюю очередь.
На основании изучения планов крепости различных лет, размещения оборонительных сооружений и системы организованного ог ня, а, также при практическом осмотре местности можно сделать следующие выводы.
Со стороны реки крепость защищалась водной преградой, форсирование которой было невозможно из-за наличия мощного предмостного укрепления. Предмостное укрепление состояло из двух полубастпонов, примыкавших к берегу Даугавы и двух бастионов, выходивших в поле. Кроме того, между ними располагались три земляных люнета (открытое полевое укрепление. — Авт.). Взятию предмостного укрепления препятствовали сплошные болота, чистое простреливаемое предполье и рвы, заполняемые водой, которая в любое время года вытекала из болот.
Расположение огневых сооружений укрепления отвечало требованиям сквозного простреливания рвов. Практически отсутствовали "мертвые" (непростреливаемые) зоны. Помимо наплывного моста предмостное укрепление связывалось с основной частью крепости, как утверждают старожилы, подземным ходом, прорытым под Даугавой.
С западной стороны главная часть крепости защищалась тремя мощными бастионами, связанными между собой и крепостью системой валов и рвов. Между бастионами и крепостью имелись подземные ходы сообщений. Эспланада в то время была открытая, а бастионы сооружались на естественных холмах, что увеличивало зону обстрела и позволяло избежать «мертвых» пространств как на подступах к бастионам, фортам, так и на подступах к самой крепости.
О северной стороны крепость ограждалась водной преградой озера и двумя внушительными фортами. Один из них; находился непосредственно на берегу озера, а другой — у истоков речки Шуницы. Связующим огневым звеном этих фортов являлись еще два укрепления, сооруженных в виде капониров. Предполье также было открытым и в то время строений не имело. Таким образом, и с этой стороны крепость была защищена не хуже, чем с двух других. Кроме того, со стороны города был построен мощный вал, который тянулся от форта у истока реки Шуницы до самой крепости. Этот вал впоследствии был использован в качестве полотна при строительство железной дороги на Варшаву. С этой целью в 1881 году часть крепостных сооружений была разрушена, в том числе и бастион у истока реки Шуницы.
Система защиты со стороны города была продумана весьма остроумно. Уровень воды в озере всегда поддерживался повышенный благодаря шлюзу у истоков реки Шуницы, прикрываемому фортом. В случае нападения противника затвор этого шлюза поднимался, а затвор шлюза, находящегося на дамбе, опускался, и тогда вытекающая из озера вода заполняла все пространство между крепостью и городом. Не случайным является расположение фортов у истока устья реки Шуницы. Они прикрывали шлюзы от противника, а крепость — от .прорыва войск но дамбе. Такова была система обороны первой линии.
Компоновка и расположение рвов, валов и огневых сооружений второй линии обороны и их огневая связь были еще более совершенны и делали крепость неприступной.
К главному валу примыкало шесть крупных полубастионов (рис. 11), связанных с крепостью подземными ходами под основным валом. Казематы были предназначены держать под обстрелом внутренние рвы и вести отсечной огонь от эскарповых стен главного вала, а также от стен пяти основных бастионов. Основные бастионы размещались между шестью предыдущими казематами и были отделены от главного вала глубоким рвом. Бастионы обеспечивали прострел внешних рвов. Кроме того, для огневой связи было выстроено семь Т-образных фортов, каждый из которых мог вести круговой огонь. На валах помимо этого было сооружено еще 12 дополнительных двухэтажных фортов (по 4 орудия на первом этаже и по 2 на втором), которые могли вести огонь как вдоль крайних рвов (основное направление), так и вдоль собственного.
В случае необходимости непосредственно на валах можно было установить дополнительные орудия. Тогда мощность крепости еще более возросла бы.
О возможности установки дополнительных орудий свидетельствуют сохранившиеся до сих пор аппарели (заезды на всех валах.— Авт.) и ячейки для пушек. Ячейки имели боковые брустверы, предохранявшие орудийную прислугу от разрывов ядер и снарядов. При такой системе расположения валов, рвов, фортов и бастионов на подступах к главному валу все пространство хорошо простреливалось, и противник, штурмующий крепость, неминуемо попал бы под пере-крестный двенадцатислойный огонь. (Система огня была настолько сложна, что попытка составить схему обстрела в одной плоскости не привела к успеху. — Авт.). Практически на валах орудия не устанавливались. Есть лишь предположительные данные о том, что до 1905 года на главном валу крепости размещались пушки старинного образца только в качестве реликвий.
Для усиления обороноспособности все рвы крепости затоплялись водой, поступающей по обводному каналу из болот, окружающих крепость. Канал имел форму ломаной линии, на углах которой находились форты, обеспечивающие обстрел вдоль вала. Вода из рвов но специальной трубе спускалась в Даугаву. Сообщение между разделенными водой укреплениями осуществлялось по временным мостикам, подземным переходам или на лодках. Следует отметить, что валы крепости сооружены по нарастающей высоте, что давало возможность вести обстрел поверх гребня предыдущего вала.
Со стороны реки огневая мощь была несколько меньше, но и вероятность появления противника с этого направления была незначительна из-за сильного предмостного укрепления и водной преграды. Особый интерес представляла система защиты основных бастионов (рис. 12). В одном из них ныне размещен стадион. Этот бастион, как и четыре остальных, выполнен в форме конусной трапеции, в крыльях его расположены казематы, орудия которых держали под обстрелом ближние рвы крепости. Отсечной огонь от эскарповой стены этого бастиона вели казематированные сооружения, примыкающие к главному валу и обеспечивающие его неприступность. Кроме того, кинжальный огонь с соседних бастионов и фортов сводил бы на нет усилия противника, если бы он попытался преодолеть глубокие рвы, затопленные водой.
Даже в случае проникновения противника на территорию основного бастиона, доступ ему в орудийные казематы был бы прегражден отсечным огнем через особые бойницы. Помимо этого оба каземата могли поддерживать друг друга орудийным внутритерриториальным обстрелом через специальные амбразуры. В особо критической ситуации помощь бастиону можно было оказать установкой дополнительных орудий на главном валу крепости. Территория основного бастиона связывалась с крепостью проходом под главным валом и подъемным мостом, являвшимся одновременно и щитом, закрывавшим вход в тоннель вала. Об этом свидетельствуют огромные подъемные блоки, и ныне сохранившиеся в некоторых местах.
Форты, расположенные в главном валу, позволяли вести отсечный огонь от своих дверей. Им помогали Т-образные казематированные сооружения (рис. 13). Бастион обеспечивал возможность проведения контратак силами защитников крепости через специальные проходы вдоль главного вала.
Не менее интересной была система защиты Михайловских (центральных) ворот. Дорога к ним имела несколько закрытых поворотов, что исключало применение противником артиллерии. Чтобы попасть в крепость, необходимо было по раздвижному мосту пройти на бастион по щиту, закрывавшему глубокую яму. Этот щит при его поднятии являлся одновременно первыми воротами бастиона. Минул его вторые ворота, по следующему раздвижному мосту нужно было пройти в аркообразное сооружение, которое также защищали щитыворота. При выходе из-под арки можно было, наконец, по 3-му раздвижному мосту попасть к входу в крепость. Вход в крепость преграждался двумя дубовыми воротами, окованными железом с массивными запорами и засовами. В местном краеведческом музее хранится замок и ключи от этих ворот. Поражает воображение их монолитность, размеры и вес (до 28 кг).
Военные инженеры всегда считали ворота самым уязвимым местом любой крепости. Не случайно так скрупулезно продумывалась их защита и уделялось серьезное внимание их огневому прикрытию. Во время боевых действий щиты-ворота поднимались, а мосты разводились. Если бы противник сумел все же прорваться на первую линию обороны и выйти на подступы к первому раздвижному мосту, то он неизменно попал бы под перекрестный огонь орудий двухэтажного форта и основного бастиона. Даже если бы ему удалось захватить первый раздвижной мост, он был бы уничтожен при попытке захвата первых ворот огнем из специальных бойниц бастиона и форта. Этому способствовала и малая площадь перед воротами, не позволявшая противнику сосредоточить достаточные силы для прорыва ворот с ходу. В защиту вторых ворот этого бастиона и ворот арка был положен такой же принцип. Прорвавшийся на площадку бастиона противник был бы уничтожен губительным огнем из Т-образного форта или же, в крайнем случае, его защитниками врукопашную.
Если бы противник просочился на второй раздвижной мост, он тотчас был бы расстрелян перекрестным орудийным огнем из Т-образного форта, бастиона и дальнего 2-этажного казематированного укрепления (рис. 14).
Даже в том случае, если бы противник проник к третьему мосту и (что совершенно нереально) попытался подойти к основным воротам крепости, он был бы уничтожен с близкого расстояния орудиями каземата главного вала и бастиона, примыкающего к нему. Смертоносный огонь могли вести также пушки, дополнительно установленные на валах.
Подобным образом была создана защита и других ворот. Исключением являлись лишь Николаевские (южные) ворота, где ко всему прочему уничтожение противника, проникшего к входу в крепость, производилось бы и через систему внутренних (в воротах) бойниц.
Таким образом, была продумана необычная, своеобразная защита бастионов и ворот крепости. Вынесенные далеко за пределы крепости нолевые форты обеспечивали преждевременное разворачивание отрядов нападающего противника, изматывание и уничтожение его живой силы, нарушали планированное проведение штурма.
Весь вид приземистой, 6—8-метровой крепости, зарытой в грунт, пересеченной валами, фортами и дополнительными укреплениями, внушал противнику невольный страх. Непривычная конфигурация укреплений, отсутствие традиционно видимых амбразур и бойниц со стороны предполья создавали неуверенность в выборе путей нападения. Одна треть орудий была направлена непосредственно в сторону фронта; две трети стволов рассчитаны для флангового и отсечного от эскарповых стен огня. К этому следует добавить затопленное пространство между главным валом и всеми оборонительными укреплениями.
Рвы имели неодинаковую глубину (от четырех до девяти метров. — Авт.) и изобиловали коварными ямами-ловушками. Кроме того, проход внутри главного вала и развитая сеть подземных коммуникаций от него к бастионам существенно усиливали мощь и неприступность крепости. Об этом свидетельствует такой факт. Во время Крымской войны в 1854 году Англия и Франция прислали к побережью Латвии флот, но высадить десант побоялись. В то время в Динабургской крепости размещался 7-тысячный гарнизон и были проведены учения, подкрепившие вышеперечисленные превосходные боевые качества укрешгений87. В 1855 году крепость в военном отношении была подчинена командиру Балтийского корпуса.
Развитие капитализма в России во многом изменило облик Динабурга. В 1858-1861 гг. в Латвии была построена первая железнодорожная линия Рига—Динабург. Через пять лет ее продлили до Орла, а в 1871 году — до Царицына. Кроме того, через Динабург пролегла и другая важная железная дорога Петербург—Варшава88, являвшаяся первой железной дорогой, связывающей Россию с Западом. Из тихого захолустья, окружавшего единственный цивилизованный «островок» — крепость, он превратился в оживленный железнодорожный узел, еще более повысивший стратегическое значение крепости. Строительство новых путей сообщений оживило торговлю, превратило Динабург в важный торговый центр северо-западной России. Особенно больших размеров достигла оптовая торговля льном, кожей, лесом, хлебом. В 1897 году торговлей занимались около 8 тысяч динабургских жителей.
Наибольшее развитие в городе получила легкая промышленность. Здесь находилось около 60 небольших предприятий, на которых было занято в среднем по 20 рабочих. Наиболее крупными предприятиями в то время считались железнодорожные мастерские, кожевенные заводы, спичечная, табачная и пуговичная фабрики. Большая часть жителей города обслуживала гарнизон крепости и занималась ремеслом. С развитием промышленного производства быстро росло городское население за счет латгальских крестьян, которые с, отменой крепостного права устремились в город в поисках работы. В 1875 году в Динабурге проживало 40 тысяч, в в 1886 году — около 60 тысяч, в 1897 году — 70 тысяч, а в 1913 году — ИЗ тысяч человек (больше чем в Минске!)89.
В 1857 году в Динабурге был открыт драматический театр, значительно ожививший общественную жизнь в городе и крепости.
Наряду с латышскими пьесами в театре ставились пьесы прогрессивных русских драматургов и зарубежных классиков. Выступали заезжие русские и иностранные артисты: знаменитые итальянцы, певица Аделина Патти, балерина Вирджиния Цукк, опереточная труппа Борисова, профессор Парижской консерватории Раул Пюньо — один из выдающихся коммунаров. Правда, попасть на спектакли в или «концертный сад» Ранау солдатам и рабочим было непросто, билеты стоили дорого. Любимым развлечением простых людей были выступления передвижного цирка, часто использовавшего остроумную поштическую сатиру на правящую царскую верхушку и ее приспешников. Недаром многие известные клоуны по указанию полиции высылались из Динабурга еще до окончания гастролей. Зимой зрителей привлекали рысистые бега, проводимые на льду замерзшей Даугавы.
Известный историк А. Семеновский в 1864 году писал: «В настоящее время Динабург занимает первое место не только среди городов Витебской губернии, но по красоте зданий и по торговле ничуть не отстает от самого Витебска. Общественная жизнь в Динабурге более развита, чем в остальных городах губернии»90. В городе имелись реальное училище, государственная и частные гимназии.
Интересной является информация о наличии в то время в Динабургской крепости закрытой юнкерской (офицерской) школы, готовившей прапорщиков не только для крепостной службы, но ц для полков Виленского округа. Однако эти сведения очень скупы. Данные выводы сделаны на основе упоминаний в исторических записках Динабургского реального училища о снабжении его учебниками именно из библиотеки юнкерского училища91.
В 1870 году русское правительство перенесло главную линию обороны дальше на запад. Динабургская крепость была переведена в крепость второй линии обороны, а затем в крепость 2-го класса. 31 августа 1874 года в крепости был учрежден Виленский окружной артиллерийский склад с его управлением и мастерскими.
14 января 1893 года в связи с переименованием города Динабургстсая крепость стала называться Двинской. С развитием крепостной системы обороны западной границы потерявшая стратегическое значение Двинская крепость 12 апреля 1897 года была перечислена в крепость-склад. С этого времени она стала своеобразным арсеналом для хранения орудий Обуховского завода (образцы этих орудий и сейчас есть на территории крепости (рис. 15).
Кроме того, на ее территории разместились войсковые мастерские по изготовлению пороха, гранат, снарядов, а также мастерские по пошиву офицерского и солдатского обмундирования, обосновались интендантские части и небольшой воинский гарнизон. Кстати, революционер и классик латышской литературы, создатель бессмертной поэмы «Лачплесис» Андрей Пумпур служил в это время в Двинской крепости штабс-капитаном интендантства. Постепенно крепость разоружалась. На валах остались орудия только в качестве реликвий.
Такова история создания и совершенствования Динабургской крепости и утраты ею своего стратегического значения.